В современном российском обществе наблюдается тенденция роста инвалидности детей и молодёжи, что в определенной мере ограничивает социально-экономическое развитие страны и обуславливает поиски путей совершенствования национальной системы образования. Формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему социально-экономическому развитию страны, развитию демократизации и гражданского общества. Российское законодательство, формирующее определённый уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность.
В сфере образования отказались от терминов, указывающих на функциональные недостатки людей (имбецил, олигофрен, дефектный, и др.). Вышел из употребления термин «необучаемые дети». Введены новые термины для обозначения детей с нарушениями в развитии: дети с особыми образовательными потребностями, дети с психофизическими нарушениями, дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и т.п. В российских нормативно-правовых документах в области образования приводится следующее определение термина «лицо с ограниченными возможностями здоровья»: Лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
Инклюзивное образование — важнейшая инновация в российской образовательной практике. Сегодня инклюзивное школьное обучение рассматривается как образовательная модель для всех учащихся, разносторонняя и индивидуализированная в интегрированных условиях, с применением гибкой динамической системы обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов. Отечественная модель инклюзивного образования базируется на позициях Л.С. Выготского, который подчеркивал первостепенное значение социальной среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательные организации значительно изменились и по форме, и по содержанию. В каждой из них создается адаптивная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей с ОВЗ. Обучающиеся с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе, программе с учетом особенностей их психофизического развития индивидуальных возможностей, при необходимости, обеспечивающей коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию ( ст.2 п 18 ФЗ «Об образовании в РФ».), данной категории обучающихся, с согласия их родителей (законных представителей), и на основании ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) (ст.55. п3 ФЗ «Об образовании в РФ»..). Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам выдается свидетельство об обучении по образцу и в установленном порядке. (ст 60. п 13 ФЗ «Об образовании в РФ».)
В зависимости от характера нарушений выделяется множество категорий детей с ОВЗ. Конкретное нарушение или их комплекс накладывает специфический отпечаток на формирование и развитие ребенка, особенности процесса обучения, на создание определенных условий для его социализации. В основу вариативной организации обучения детей с ОВЗ положен принцип учета их интеллектуальных возможностей, которые определяют возможности освоения образовательных программ.
В целом, инклюзивное образование концентрируется на двух аспектах развития детей: академическом (когнитивном, познавательном) и социальном (аффективном, эмоциональном) У школы должна быть возможность более гибкого индивидуального планирования. Особый ребенок может развиваться неравномерно. Для него на определенном этапе социализация окажется важнее академических успехов. Поэтому вполне возможна ситуация, когда на освоение программы какого-то класса ему понадобится 2 или 3 года. Организация учебной деятельности проводится с учетом строгой дозировки учебной нагрузки, соблюдения гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота и т.д.) и благоприятного эмоционального настроя. Целесообразно применять щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок.
Рабочее / учебное место ребёнка с ОВЗ и инвалида создается индивидуально с учетом его особых образовательных потребностей, а также возможных сопутствующих нарушений. При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса должны быть созданы специальные зоны. Кроме учебных зон, необходимо предусмотреть места для отдыха и проведения свободного времени. С учетом того, что детей с ОВЗ необходимо учить занимать свое свободное время, в соответствующих местах также предусматривается обучающая деятельность. Особенности восприятия детей с ОВЗ диктуют необходимость использования большого объема наглядного (графического) материала, для размещения которого в поле зрения обучающихся необходимы специально оборудованные места (ковролиновые и/или магнитные доски, фланелеграфы и др ). Содержание образования детей с ОВЗ (умственная отсталость, ТМНР и т.д ) включает задачи, связанные с формированием предметно-практических навыков, навыков самообслуживания: одевание / раздевание, прием пищи, гигиенические навыки, которые формируются в процессе обыденной деятельности согласно распорядку дня. В связи с этим учебные места для формирования данных навыков являются мобильными и готовятся педагогическими работниками в соответствующих помещениях. Опыт успешного создания эффективной инклюзивной среды, включающей в себя образовательную, социальную, оздоровительную и реабилитационную составляющие, и равных условий для реабилитации и успешной социальной адаптации детей с ОВЗ реализуется в ГОУ Санаторно-лесная школа № 7 г. Москвы.
В условиях инклюзивного образования в учебный план образовательной организации с целью повышения уровня общего развития обучающихся включены коррекционные занятия. Коррекционное воздействие и стимуляция процессов компенсации осуществляются в течение всего времени образования ребенка. Важно подобрать такое оптимальное сочетание коррекции и компенсации, при котором максимально раскрывается потенциал развития разных сторон психической деятельности обучающегося. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Важно и создание условий, в максимальной степени способствующих развитию ребенка. При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося. Групповые коррекционно-развивающие занятия могут быть включены в программы внеурочной деятельности. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (их место в режиме образовательной организации) определяется организацией самостоятельно, в соответствии с существующими нормативными документами и локальными актами образовательной организации. Знания особенностей психического недоразвития детей с ОВЗ дает возможность более глубоко понять специфику их развития и правильно организовывать коррекционную помощь.
Образовательная организация должна быть укомплектована сотрудниками, имеющими профессиональную подготовку соответствующего уровня и направленности. Педагогические работники наряду с профессиональным педагогическим образованием по соответствующему занимаемой должности профилю подготовки, должны обладать документами о повышении квалификации установленного образца в объеме 72 и более часов в области инклюзивного образования, подтвержденные документом установленного образца(не реже чем каждые три года). Лица, имеющие педагогическое образование по другим специальностям, для реализации программы коррекционной работы должны пройти переподготовку. При недостаточном кадровом ресурсе образовательная организация может воспользоваться сетевым взаимодействием с ППМС-центрами, ресурсными центрами образовательных организаций на основе договорных отношений. педагогам-предметникам необходимы регулярные консультации специалистов сопровождения.
Материально-технические условия образовательной организации должны отвечать как общим требованиям, так и особым образовательным потребностям детей с ОВЗ и соответствовать действующим санитарным, противопожарным и нормам охраны труда ее работников. Необходимо организовать учебное пространство таким образом, чтобы пребывание в образовательной организации детей с ОВЗ было комфортным и безопасным. Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлечённых в процесс образования информационно-техническими средствами (доступ в интернет, скайп, возможности дистанционного обучения и др.)
Семья и школа выполняют ключевую роль в образовании и поддержке детей с ООП. В семье ребенок осваивает первичные формы коммуникации, навыки самообслуживания, получает первый опыт взаимодействия с социумом, что предполагает важность и значимость консультативной поддержки семьи. Школа в свою очередь, осуществляет комплексный процесс образования, воспитания и развития; психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации; социально-психологическую помощь семье.
Организация инклюзивного образования предполагает реорганизацию всей жизни школы. Основное условие успеха в работе с детьми с ОВЗ — это сформированная команда единомышленников. Администрация, учителя, психологи, и родители должны говорить на одном языке, взаимодействовать друг с другом. Только при создании целостной системы специальных образовательных условий, начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до индивидуальных, мы сможем эффективно реализовать образовательную деятельность и социальную адаптацию ребенка, в соответствии с его особенностями и образовательными возможностями.