МОУ СШ с.Томылово Кузоватовского района Ульяновской области
с.Томылово Кузоватовский район Ульяновская область
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    В современном российском обществе наблюдается тенденция роста инвалидности детей и молодёжи, что в определенной мере ограничивает социально-экономическое развитие страны и обуславливает поиски путей совершенствования национальной системы образования. Формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему социально-экономическому развитию страны, развитию демократизации и гражданского общества. Российское законодательство, формирующее определённый уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность.

    В сфере образования отказались от терминов, указывающих на функциональные недостатки людей (имбецил, олигофрен, дефектный, и др.). Вышел из употребления термин «необучаемые дети». Введены новые термины для обозначения детей с нарушениями в развитии: дети с особыми образовательными потребностями, дети с психофизическими нарушениями, дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и т.п. В российских нормативно-правовых документах в области образования приводится следующее определение термина «лицо с ограниченными возможностями здоровья»: Лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

    Инклюзивное образование — важнейшая инновация в российской образовательной практике. Сегодня инклюзивное школьное обучение рассматривается как образовательная модель для всех учащихся, разносторонняя и индивидуализированная в интегрированных условиях, с применением гибкой динамической системы обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов. Отечественная модель инклюзивного образования базируется на позициях Л.С. Выготского, который подчеркивал первостепенное значение социальной среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

    Образовательные организации значительно изменились и по форме, и по содержанию. В каждой из них создается адаптивная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей с ОВЗ. Обучающиеся с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе, ­ программе с учетом особенностей их психофизического развития индивидуальных возможностей, при необходимости, обеспечивающей коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию ( ст.2 п 18 ФЗ «Об образовании в РФ».), данной категории обучающихся, с согласия их родителей (законных представителей), и на основании ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) (ст.55. п3 ФЗ «Об образовании в РФ»..). Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам выдается свидетельство об обучении по образцу и в установленном порядке. (ст 60. п 13 ФЗ «Об образовании в РФ».)

    В зависимости от характера нарушений выделяется множество категорий детей с ОВЗ. Конкретное нарушение или их комплекс накладывает специфический отпечаток на формирование и развитие ребенка, особенности процесса обучения, на создание определенных условий для его социализации. В основу вариативной организации обучения детей с ОВЗ положен принцип учета их интеллектуальных возможностей, которые определяют возможности освоения образовательных программ.

    В целом, инклюзивное образование концентрируется на двух аспектах развития детей: академическом (когнитивном, познавательном) и социальном (аффективном, эмоциональном) У школы должна быть возможность более гибкого индивидуального планирования. Особый ребенок может развиваться неравномерно. Для него на определенном этапе социализация окажется важнее академических успехов. Поэтому вполне возможна ситуация, когда на освоение программы какого-то класса ему понадобится 2 или 3 года. Организация учебной деятельности проводится с учетом строгой дозировки учебной нагрузки, соблюдения гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота и т.д.) и благоприятного эмоционального настроя. Целесообразно применять щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок.

    Рабочее / учебное место ребёнка с ОВЗ и инвалида создается индивидуально с учетом его особых образовательных потребностей, а также возможных сопутствующих нарушений. При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса должны быть созданы специальные зоны. Кроме учебных зон, необходимо предусмотреть места для отдыха и проведения свободного времени. С учетом того, что детей с ОВЗ необходимо учить занимать свое свободное время, в соответствующих местах также предусматривается обучающая деятельность. Особенности восприятия детей с ОВЗ диктуют необходимость использования большого объема наглядного (графического) материала, для размещения которого в поле зрения обучающихся необходимы специально оборудованные места (ковролиновые и/или магнитные доски, фланелеграфы и др ). Содержание образования детей с ОВЗ (умственная отсталость, ТМНР и т.д ) включает задачи, связанные с формированием предметно-практических навыков, навыков самообслуживания: одевание / раздевание, прием пищи, гигиенические навыки, которые формируются в процессе обыденной деятельности согласно распорядку дня. В связи с этим учебные места для формирования данных навыков являются мобильными и готовятся педагогическими работниками в соответствующих помещениях. Опыт успешного создания эффективной инклюзивной среды, включающей в себя образовательную, социальную, оздоровительную и реабилитационную составляющие, и равных условий для реабилитации и успешной социальной адаптации детей с ОВЗ реализуется в ГОУ Санаторно-лесная школа № 7 г. Москвы.

    В условиях инклюзивного образования в учебный план образовательной организации с целью повышения уровня общего развития обучающихся включены коррекционные занятия. Коррекционное воздействие и стимуляция процессов компенсации осуществляются в течение всего времени образования ребенка. Важно подобрать такое оптимальное сочетание коррекции и компенсации, при котором максимально раскрывается потенциал развития разных сторон психической деятельности обучающегося. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Важно и создание условий, в максимальной степени способствующих развитию ребенка. При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося. Групповые коррекционно-развивающие занятия могут быть включены в программы внеурочной деятельности. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (их место в режиме образовательной организации) определяется организацией самостоятельно, в соответствии с существующими нормативными документами и локальными актами образовательной организации. Знания особенностей психического недоразвития детей с ОВЗ дает возможность более глубоко понять специфику их развития и правильно организовывать коррекционную помощь.

    Образовательная организация должна быть укомплектована сотрудниками, имеющими профессиональную подготовку соответствующего уровня и направленности. Педагогические работники наряду с профессиональным педагогическим образованием по соответствующему занимаемой должности профилю подготовки, должны обладать документами о повышении квалификации установленного образца в объеме 72 и более часов в области инклюзивного образования, подтвержденные документом установленного образца(не реже чем каждые три года). Лица, имеющие педагогическое образование по другим специальностям, для реализации программы коррекционной работы должны пройти переподготовку. При недостаточном кадровом ресурсе образовательная организация может воспользоваться сетевым взаимодействием с ППМС-центрами, ресурсными центрами образовательных организаций на основе договорных отношений. педагогам-предметникам необходимы регулярные консультации специалистов сопровождения.

    Материально-технические условия образовательной организации должны отвечать как общим требованиям, так и особым образовательным потребностям детей с ОВЗ и соответствовать действующим санитарным, противопожарным и нормам охраны труда ее работников. Необходимо организовать учебное пространство таким образом, чтобы пребывание в образовательной организации детей с ОВЗ было комфортным и безопасным. Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлечённых в процесс образования информационно-техническими средствами (доступ в интернет, скайп, возможности дистанционного обучения и др.)

    Семья и школа выполняют ключевую роль в образовании и поддержке детей с ООП. В семье ребенок осваивает первичные формы коммуникации, навыки самообслуживания, получает первый опыт взаимодействия с социумом, что предполагает важность и значимость консультативной поддержки семьи. Школа в свою очередь, осуществляет комплексный процесс образования, воспитания и развития; психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации; социально-психологическую помощь семье.

    Организация инклюзивного образования предполагает реорганизацию всей жизни школы. Основное условие успеха в работе с детьми с ОВЗ — это сформированная команда единомышленников. Администрация, учителя, психологи, и родители должны говорить на одном языке, взаимодействовать друг с другом. Только при создании целостной системы специальных образовательных условий, начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до индивидуальных, мы сможем эффективно реализовать образовательную деятельность и социальную адаптацию ребенка, в соответствии с его особенностями и образовательными возможностями.

    Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки

    Свяжитесь с нами через форму обратной связи

    Меры поддержки

    Мера поддержки 1.
    Мера поддержки 1
    Питание Соцподдержка ОВЗ
    Разместите описание мер поддержки. Примерно от 50 до 100 символов.
    Мера поддержки 2.
    Мера поддержки 2
    Стипендия ОВЗ
    Разместите описание мер поддержки. Примерно от 50 до 100 символов.
    Питание учащимся льготной категории.
    Питание учащимся льготной категории
    Питание Соцподдержка ОВЗ
    Разместите описание мер поддержки. Примерно от 50 до 100 символов.

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    .

    В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:

    Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в различных образовательных учреждениях:

    • обучение совместно с другими обучающимися,

    • обучение в отдельном классе обычной школы,

    • обучение в специальной школе,

    • индивидуальное обучение на дому,

    • обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации),

    • дистанционное обучение.

    Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому в школе по месту жительства осуществляется по медицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинских учреждений системы здравоохранения. Обучающие выводятся на индивидуальное обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний, указанных в письме Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения от 8/28 июля 1980 года № 281-М/17-13-186. Родители могут выбрать и обучение в форме семейного образования. Названные в статье 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Очно-заочная (вечерняя), заочная форма получения образования, экстернат, с использованием дистанционных образовательных технологий, самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие для получения общего образования детей с особенностями развития, для которых задача социализации выходит на первый план.

    Допускается сочетание различных форм получения образования.

    Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

                Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МОУ СШ с.Томылово рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

    Задачи:

    • обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

    • организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

    • сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

    • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;

    • совершенствование системы кадрового обеспечения.

    В образовательной организации МОУ СШ с.Томылово созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

    • школа реализует специальные (коррекционные) программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

    • по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;

    • вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;

    • в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает психолого-логопедическая служба;

    • для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

    Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение образования?

                Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

                В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.

     Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.

                Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Довольно непросто дается обучение детей-инвалидов в школе. В виду этого необходимо четко знать правила, согласно которым должен проходить процесс обучения. Это даст возможность, верно, построить процесс обучения и увидеть результат. Первое, о чем должен помнить каждый - это изменение терминологии, в настоящее время рекомендуется называть детей-инвалидов детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это сокращение чаще встречается в законах, касающихся детей-инвалидов. В 2008 году в России была принята Конвенция о правах инвалидов, которая гарантирует каждому ребенку-инвалиду доступ к «инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания».

    Перед началом учебного года специалисты проводят беседу с классным руководителем, учителями и учениками класса. Прием в школу детей с ОВЗ осуществляется на основе заключения медико-психологической и педагогической комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в общеобразовательном учреждении. На каждого обучающегося заполняется и ведется в течение всего периода обучения психолого-педагогическая карта, в которой фиксируются педагогические особенности развития личности обучающегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе. При обучении делается акцент на развитие терпимости и добром отношении друг к другу, оказание помощи и поддержку таких деток. С первых дней обучения школьника с ОВЗ, а при необходимости и на другой ступени обучения (основная школа) классный руководитель, совместно с педагогом-психологом работает по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).

    Ребенка заранее знакомят с учителем начальной школы, а затем со всеми учителями в средней и старшей школе. Ребенок должен адаптироваться к новому пространству, кабинетной системе, большому количеству людей, к разным требованиям учителей и учиться общаться со сверстниками. А также принимать школьные правила, без ограничений. Если раньше он зависел от одного человека, то теперь все будет зависеть от командного содружества учителей, специалистов и одноклассников при активном привлечении родителей. Конечно, надо понимать, что все дети абсолютно разные, поэтому помимо коллективного сопровождения необходима будет и индивидуальная помощь.

    Рядом с ребенком должен быть специалист, который будет связывать его с окружающим миром, пояснять и объяснять, что хотят от него окружающие. Этот человек должен быть не только постоянно включен в процесс обучения ребенка, но и должен находиться в тесном контакте с родителями (классные руководители). Учителя, помимо специальной подготовки, должны учитывать особенности ребенка, чтобы не усугубить имеющуюся проблему. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным и защищенным.

    Одноклассники должны быть под постоянным наблюдением, так как все дети разные. Ребенок-инвалид в школе может быть объектом пристального внимания со стороны педагогов и медицинского персонала. Необходимо привлечь других детей, которые бы общались с таким ребенком на переменах, после уроков, играя и помогая с домашним заданием. У каждого педагога свои функциональные обязанности, но цель у всех общая.

               

    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie